Стартер автомобильный

Автомобиль – довольно сложный агрегат, который состоит из многих механизмов, узлов и деталей. И для лучшего понимания нашего железного коня было бы неплохо знать, что и как происходит у него внутри. В сегодняшней статье поговорим о механизме запуска двигателя.

Для запуска двигателя автомобиля предназначен стартер. Он обеспечивает первичное вращение коленчатого вала с необходимой для работы частотой. Стартер является неотъемлемой частью электрооборудования любого современного автомобиля. Стартер – это электродвигатель постоянного тока, получающий питание от аккумуляторной батареи.

Любой автомобильный стартер состоит из довольно большого количества конструктивных элементов (от четырех до шести десятков), входящих в его основные узлы:

   • Собственно электродвигатель.

   • Обгонную муфту, или бендикс.

   • Втягивающее, или тяговое реле.

Электрический двигатель, являющийся основным узлом стартера, функционально предназначен для передачи вращающего момента со своего вала на коленчатый вал силовой установки.

Бендикс обеспечивает надежное соединения вала электродвигателя с венцом маховика.

Втягивающее (тяговое) реле осуществляет продольное перемещение обгонной муфты (бендикса), обеспечивающее в свою очередь перемещение ее рабочей шестерни, вызываемое движением якоря реле; - замыкание контактов электрического двигателя в момент зацепления зубьев венца маховика с зубьями рабочей шестерни.

Автомобильный стартер запускает двигатель при повороте ключа. Этот процесс проходит в 3 этапа:

   - передача тока от аккумуляторной батареи на замок зажигания и втягивающее (тяговое) реле;

   - вхождение приводной шестерни муфты (бендикса) в зацепление с маховиком;

   - замыкание электрической цепи, подача напряжения на электродвигатель стартера авто.

Устройство стартера

После запуска мотора автомобиля обгонная муфта (бендикс) разрывает соединение вала электродвигателя стартера и приводной шестерни. Принцип работы стартера можно описать и в более простой форме - эта деталь активирует электрооборудование и систему питания машины, после чего отключается.

Условно, стартеры разделяют на два типа:

- старого образца – стартер оснащен обмотками, на которые передается напряжение. Вращение на его бенедикс передается напрямую. Эти модели отличаются довольно крупным размером и относительно низкой ценой. Таким типом стартеров оснащены старые модели УАЗ, Газелей, Камазов, МТЗ и других машин;

- нового образца - оснащен магнитами вместо обмоток. Имеет небольшой размер и высокую скорость якоря. Это более надежная и дорогая конструкция.

По факту же каждый стартер уникален.

Профилактика поломок

Для предотвращения поломки стартера нужно придерживаться следующих рекомендаций:

- не задерживайте ключ замка в активном положении дольше 3-4 секунд;

- если машина не завелась с первого раза - нужно подождать несколько минут и уже затем повторить попытку;

- отпускайте ключ сразу же после запуска двигателя;

- не осуществляйте сборку и разборку стартера при отсутствии опыта в этом деле.

Инструкции по использованию:

Каждому водителю необходимо помнить, что стартер — это довольно мощный электродвигатель, но исключительно кратковременного действия. Не забывайте об этом, рекомендуем во избегания поломок стартера следовать следующим советам:

Включайте стартер не более чем на 10 сек. Если двигатель автомобиля не запустился, секунд на 30 оставьте в покое стартер, так как он охлаждается очень медленно. После 2-3 безуспешных пусков двигателя сделайте примерно 4-5 минутную паузу.

Следите за контактами в клеммах аккумуляторной батареи. Частенько бывает, что клеммы окисляются, и стартер не принимает нужный ему ток, вследствие чего не развивает достаточный крутящий момент. Двигатель не запускается, и мы вместо элементарного очищения клемм несем узел в ремонт. Конечно, мастера объяснят причину, но время и деньги будут потрачены зря.

После пуска двигателя выключайте стартер. Если этого не сделать вовремя, то 2-3 секунды просто уничтожат узел. Ведь при пуске двигателя якорь стартера имеет частоту вращения 1500 оборотов/минуту, а после пуска якорь начнет вращаться с большей во много раз скоростью (если бендикс зацеплен с маховиком двигателя). Увеличение оборотов повлечет увеличение износа всех деталей стартера, что повлечет полное разрушение узла. Следите за этим моментом, не допускайте такого бессмысленного вращения. К слову, этот же эффект присущ при неисправностях замка зажигания.

Не двигайтесь автомобилем с помощью стартера. Стоит учесть, что чем меньше обороты, тем больше тока поступает на обмотки стартера. Если вы поставите машину на ручной тормоз, включите передачу, а потом включите стартер, то через 30 секунд такого безумия обмотки узла просто сгорят, да и еще аккумулятор придет в непригодность.

Берегите свой автомобиль, и он не раз придет к вам на помощь.