• Статьи


Ходовая в авто: все то, что вы стеснялись спросить

hod 1lВ любом автомобиле существует ходовая. Все без исключения водители знают об этом. Но далеко не все осведомлены о составных частях ходовой и принципах их работы. Правда состоит в том, что ходовая часть автомобиля - это несколько элементов и агрегатов. Все эти элементы нужны для того, чтобы смягчить неровности дорожного покрытия, которые передаются на кузов автомобиля во время езды. И для того, чтобы подвеска автомобиля правильно и долго работала, за ней нужно вовремя и качественно следить и ухаживать.

 

Ходовая часть любого современного автомобиля – это очень важная и сложная конструкция из уникальных деталей, узлов и механизмов, которые изготавливают при помощи специального оборудования и новейших технологий. В автомобиле ходовая часть наиболее подвержена износу. Именно она первая принимает на себя всевозможные нагрузки, отличающиеся большими перепадами и порой весьма значительные. От состояния подвески зависят многое: маневренность и контроль автомобиля на дороге, его устойчивость и надежность, уровень комфорта пассажиров и водителя. Поэтому постоянное внимание и своевременная диагностика ходовой части просто необходимы для поддержания автомобиля в исправном состоянии.

Устройство ходовой части

Ходовая часть автомобиля состоит из рамы (кузова), балки мостов (осей), передней и задней подвески колес, колес и шин. hod 2

Рама автомобиля служит для установки кузова, кабины, двигателя, коробки передач и других механизмов и узлов. Большинство современных легковых автомобилей и автобусов рамы не имеет, ее заменяет кузов, который в этом случае представляет собой очень прочную и жёсткую несущую систему. Подвеска автомобиля предназначена для упругой связи рамы или несущего кузова с осями (мостами). При помощи подвески осуществляется передача сил, действующих на колёса, раме (кузову). В процессе этой передачи подвеской смягчаются динамические нагрузки, колебаниям придаётся желаемый характер. Как результат - обеспечивается необходимая плавность хода и устойчивость автомобиля при движении.

Длительное время на транспорте применялась подвеска в виде листовых рессор. Позже в качестве упругого элемента применялись также витые пружины, торсионы, пневматические или гидропневматические элементы. Для быстрого гашения колебаний в систему подвески вводятся амортизаторы (чаще всего гидравлические рычажные и телескопические), а для уменьшения крена автомобиля на поворотах — стабилизаторы поперечной устойчивости. На сегодняшний день наиболее распространена независимая подвеска колёс. Суть ее в том, что каждое колесо крепится к раме отдельно, так что изменение положения одного колеса (наезд на неровность, например) не вызывает перемещения другого. Во многих статьях по теме (да и в этой) при употреблении термина «подвеска» часто имеется в виду «ходовая часть»/

Абсолютное большинство современных автомобилей оборудованы дисковыми колёсами, которые состоят из прикрепляемого к установленной на оси ступице диска и обода с камерной или бескамерной пневматической шиной. В тяжёлых грузовых автомобилях и больших автобусах применяются бездисковые колёса с ободом, крепящимся непосредственно к ступице.
В состав подвески автомобилей входят также дополнительные упругие элементы - буферы сжатия, резинометаллические шарниры.

О профилактике и ремонте ходовой

hod 3lХодовая часть автомобиля – это довольно сложная система, в которой повреждение либо неисправность одной детали скорее всего через небольшой отрезок времени приведет к поломке других частей. Неисправность ходовой части может стать причиной повышенного износа других деталей автомобиля, что, в конечном итоге, может потребовать дорогого ремонта автомобиля в целом. Специалисты рекомендуют проводить диагностику состояния подвески вашего автомобиля через каждые 10-15 тыс. км пробега.

О наличии определенных проблем в ходовой можно самостоятельно узнать по следующим признакам:

1.    При нажатии на тормоз педаль пружинит, дрожит, проваливается. Автомобиль может самопроизвольно отклониться от заданного курса, слышен скрежет, увеличивается тормозной путь. Такое чаще всего бывает при износе тормозных колодок.
2.    Увеличение люфта, биение, замедленная реакция руля.
3.    Стуки в рулевой рейке на неровной дороге и на поворотах. Если стук отдаёт на кузов – неисправны амортизаторы.
4.    При повреждении ступичных подшипников слышен гул на скорости свыше 80 км/час.
5.    Хруст в колёсах при поворотах на малой скорости может свидетельствовать о поломке шарниров равных угловых скоростей (ШРУС), или «гранат».
6.    Неустойчивость автомобиля при движении со скоростью более 80 км/час.
7.    Крен на поворотах.

Диагностика ходовой автомобиля включает проверку:

•    наконечников рулевых тяг;
•    сайлентблоков;
•    шаровых опор;
•    амортизаторов;
•    тормозных колодок;
•    сцепления.

Комплексная диагностика на фирменных СТО обычно включает в себя следующие этапы проверки:

  • общая диагностика технического состояния переднего и заднего мостов автомобиля с детальной проверкой всех основных узлов;
  • проверка (и замена в случае необходимости) амортизаторов, пружин, опорных чашек;
  • детальная проверка узлов и деталей:
    замер люфтов в шаровых опорах и рулевых наконечниках;
    проверка гранаты (ШРУСа);
    проверка рулевых реек и рулевого механизма;
    диагностика состояния сайлентблоков;
    диагностика подшипников ступиц.
  • диагностика тормозной системы автомобиля:
    измерение степени износа тормозных колодок;
    замена при необходимости тормозных дисков и барабанов;
    осмотр и проверка герметичности шлангов и тормозной системы в целом.

По результатам диагностики СТО должна выдать клиенту дефектную ведомость с указанием деталей, требующих ремонта и замены.
Исходя из практики наиболее часто приходится менять следующее:
•    подшипники, сальники, пыльники ступиц;
•    рычаги, сайлентблоки реактивных тяг;
•    шаровые опоры;
•    пружины, пыльники, опорные подушки, амортизаторы;
•    рулевые тяги, наконечники, пыльники рейки, кардан рулевого вала;
•    крестовину кардана, подвесные подшипники, подушки крепления двигателя.

Ремонт ходовой части имеет свою особенность: все парные узлы нужно (по крайней мере желательно) менять парами, даже если один из них в рабочем состоянии. Иначе повышенная нагрузка на оставленный узел может привести к быстрому выходу его из строя.


Просмотренные: