• Статьи


О ремонте турбин

turbina3Многие современные автомобили, как с бензиновыми двигателями, так и с дизельными, оснащены таким механизмом как турбокомпрессор.
Турбина – это сложная система, и как у любой системы возможны неисправности. Зачастую поломки деталей турбокомпрессора подлежат ремонту, что существенно экономит средства хозяина авто.

Турбина или турбокомпрессор?


Турбокомпрессор — это устройство, использующее отработавшие газы (выхлопные) для увеличения давления внутри впускной камеры. Турбина – это одна из деталей турбокомпрессора. Однако «в народе» термин турбокомпрессор как то не прижился, чаще используется понятие турбина. И в этой статье мы будем использовать оба варианта на равных правах для упрощения понимания сути вопроса.

Из чего состоит и как работает турбокомпрессор

На первый взгляд устройство турбокомпрессора не очень сложное – корпус, где на одном общем валу размещены турбина и компрессор, регулятор оборотов (актуатор) и охладитель (интеркулер). Актуатор и охладитель есть не у всех моделей турбокомпрессоров. Однако видимая простота устройства обманчива. Все дело в том, что условия работы турбины очень жесткие, что ставит очень большие требования как к материалам, которые используются для изготовления деталей турбокомпрессора, так и к качеству сборки и регулировки.

ystrojstvo turbinu
Так как же работает турбина? Выпускные (отработанные) газы из камеры сгорания двигателя идут в коллектор. На выходе коллектора стоит так называемая «улитка», в которой размещено колесо турбины с лопастями (лопатками). Выхлопные газы через лопатки вращают турбину, которая через вал передает обороты на компрессор. Компрессор сжимает воздух и под давлением подает его в камеры сгорания. В двигатель поступает большее количество топливо-воздушной смеси, что позволяет увеличить мощность двигателя (в среднем на 30-40 %). Между коллектором и турбиной ставится актуатор. По своей сути это клапан, который в определенный момент при необходимости выпускает часть отработанных газов мимо турбины (для снижения количества оборотов турбины). Интеркулер – это радиатор, который охлаждает воздух, подаваемый компрессором в цылиндры.

Повреждения турбокомпрессора


Неверно будет проводить любой ремонт без профессионального обследования, благодаря которому можно точно выявить неисправности турбины и как можно быстрее перейти к их ремонту. Однако перед тем, как сваливать вину на турбокомпрессор, следует принять во внимание тот факт, что часто причиной «неисправностей» турбокомпрессоров служат проблемы, никак не связанные с турбокомпрессором! Важно найти причины неисправности перед тем, как устанавливать новый или отремонтированный турбокомпрессор.

Четыре основных причины поломки турбокомпрессора.
1.    Загрязнение масла. Загрязнение мелкими твердыми частицами. Такого загрязнения можно и не заметить в масле визуально. Но оно является причиной износа рабочей поверхности и округления наружных краев подшипника. Часто может уменьшиться внешний диаметр концевого подшипника компрессора. Загрязнение крупными твердыми частицами. Крупные твердые частицы в масле могут нанести такие повреждения, как глубокие царапины. Возможно процарапывание и отверстия подшипника, обычно в меньшей степени. Вал и центральный корпус повреждаются меньше, так как они изготовлены из более твердых материалов. Причиной мелких царапин является загрязнение масла крупными твердыми частицами.
2.     Недостаток смазки. Химическое загрязнение. Химическое загрязнение является причиной интенсивного износа подшипника/вала и слишком высокой температуры. Визуальные признаки очень похожие на признаки недостатка смазки. Наиболее распространенной причиной является разбавление масла топливом, что ухудшает смазочную способность масла. Отсутствие смазки. По похожим причинам наносятся похожие повреждения, но более тяжелые. Повреждения проявляются очень быстро! Недостаток смазки. В случае подачи в турбокомпрессор уменьшенного количества масла (например, материал прокладки частично блокирует поток и фланец подвода масла). Характерным признаком является изменение цвета/обесцвечивание шеек вала.
3.    Черезвычайные параметры работы. Превышение скорости/перегрузка. Типичным повреждением является слишком высокая температура у шеек вала, например, масло горит и «коксируется» к валу (масло расщепляется на газообразную составляющую и твердую, которая остается на валу). Часто задняя поверхность рабочего колеса турбины бывает слегка вогнутой, что обычно сопровождается эффектом так называемой «апельсиновой корки» на задней поверхности рабочего колеса компрессора, и это является очевидными признаками превышения скорости и перегрузки.
4.    Повреждения из-за инородных тел. Твердое инородное тело – компрессор. Такое повреждение обусловлено попаданием в компрессор инородного тела. Инородное тело может попасть во входное отверстие компрессора и нанести повреждения выше изображенного типа. Соль и песок является причиной мощной эрозии и коррозии, из-за чего со временем портятся лопатки рабочего колеса. Мягкое инородное тело. Мягкие инородные тела. Например, частицы тряпок или даже бумажных салфеток, используемых в мастерской, могут стать причиной вышеупомянутых повреждений. Обычно лопатки рабочего колеса выгибаются в обратную сторону, а в крайних случаях секции лопаток могут оторваться из-за усталости метала. Твердое инородное тело – турбина. В турбину попавшие твердые инородные тела повреждают лопатки индюсера. Даже мелкие объекты, такие как ржавчина (из коллектора) могут стать причиной значительных повреждений компонентов, работающих с такой скоростью.

Рекомендации по правильной эксплуатации турбины

После всего вышеизложенного закономерно возникает вопрос – а что делать для того, чтобы продлить срок службы турбокомпрессора? Насколько это сложно?
На самом деле при всей сложности устройства турбина требует к себе не так много внимания. Мы рекомендуем следующее:
•    После запуска мотора дайте ему какое-то время (от 2 до 5 минут в зависимости от температуры воздуха) поработать на холостых оборотах для прогрева масла
•    После поездки, особенно если она была с ветерком или нагрузкой, не глушите мотор сразу после остановки. Дайте время, чтобы при работе на холостом ходу уменьшилась скорость вращения лопастей турбины.
•    Регулярно следите за уровнем масла и работоспособностью фильтров, своевременно проводите замену масла и фильтров. И да, масло и фильтра должны быть высокого качества.
•    Раз в сезон желательно провести диагностику состояния турбокомпрессора.


Внимательно относитесь к состоянию турбины, и она вас не подведет.


Просмотренные: